Дети , свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми , осознает свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
Что дети должны научиться делать самостоятельно.
Дети младшего возраста должны уметь:
-мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать на отведенное место;
-одеваться и раздеваться в определенной последовательности ; одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;
-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
-своевременно пользоваться носовым платком , туалетом;
-пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
-правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4-го года жизни), салфеткой;
-убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Условия , необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании
В одевании:
- вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
-индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, заколок, носков и т.д.);
-постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы (желателен специальный мешок);
-удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании:
-устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55см, а до крана 65-70см, т.е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);
-постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчики или подставки для нее(при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);
-отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
-удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету и орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца 40-50см в ширину, 50-70см в длину).
При приеме пищи:
-стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19см. Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула 25-28см);
-небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
-на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанные мелкими ломтиками, салфетница.
Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.
В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения:
-рассказы Л.Воронковой «Маша- растеряша»;
-В.Осеевой «Лекарство»;
-стихи К.Чуковского «Мойдодыр»;
-А.Барто «Девочка чумазая»;
-З.Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки»;
-Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»;
-И.Муравейка «Я сама»;
-С.Капутикян «Кто скорее допьет» и др., а также народные песенки , потешки:
-«Водичка, водичка, умой мое личико»;
-«Травка-муравка»;
-«Ночь пришла , темноту привела».
Рекомендуем разучить с детьми следующие стихи:
З.Александрова «Что взяла, клади на место»
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кровати ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботинки в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все с начала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботинки в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем-
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите- не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще-
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!