Дети , свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми , осознает свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

Что дети должны научиться делать самостоятельно.

Дети младшего возраста должны уметь:

-мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать на отведенное место;

-одеваться и раздеваться в определенной последовательности ; одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

-своевременно пользоваться носовым платком , туалетом;

-пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

-правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4-го года жизни), салфеткой;

-убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.

Условия , необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании

В одевании:

- вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

-индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, заколок, носков и т.д.);

-постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы (желателен специальный мешок);

-удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).

В умывании:

-устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55см, а до крана 65-70см, т.е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);

-постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчики или подставки для нее(при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);

-отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

-удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету и орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца 40-50см в ширину, 50-70см в длину).

При приеме пищи:

-стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19см. Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула 25-28см);

-небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;

-на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанные мелкими ломтиками, салфетница.

Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.

В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения:

-рассказы Л.Воронковой «Маша- растеряша»;

-В.Осеевой «Лекарство»;

-стихи К.Чуковского «Мойдодыр»;

-А.Барто «Девочка чумазая»;

-З.Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки»;

-Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»;

-И.Муравейка «Я сама»;

-С.Капутикян «Кто скорее допьет» и др., а также народные песенки , потешки:

-«Водичка, водичка, умой мое личико»;

-«Травка-муравка»;

-«Ночь пришла , темноту привела».

Рекомендуем разучить с детьми следующие стихи:

З.Александрова «Что взяла, клади на место»

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кровати ставит кружку,

На паркет кладет подушку.

Прячет ботинки в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все с начала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботинки в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там…

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам. 

Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем-

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите- не беда!

И чернила и варенье

 Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще-

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!